duncancenter

Чистое искусство Айседоры Дункан

11 posts in this topic

Феномен танца Айседоры Дункан состоял не только в ее неповторимой индивидуальности и артистичности, но в том, что она чутьём гения нашла универсальную форму «чистого» движения, и музыка здесь была на первом месте.

Танец Айседоры Дункан рождается на рубеже XIX-XX веков, в период поиска новых идейных концепций смысла жизни и искусства. Айседора выдвигает новую художественную концепцию «танца будущего», который освободит тело и дух человека, наполнит жизнь новым смыслом и содержанием. Дункан отвергает принципы движения, заложенные в классическом балете и выдвигает новую формулу танца: движение рождается из музыки, а не предшествует ей. Это был новый подход к искусству танца, новый метод творческого выражения, который находился за пределами эстетических рамок традиционной балетной школы. Отсюда определение её танца, как свободный. "Отталкиваясь от музыки, она приходит в движении к гармоническому канону, поэтому и становится главной и единственной основоположницей вообще всего танцевального модерна".(1) Это открытие поставило Айседору Дункан в один ряд с выдающимися деятелями 20 века.

Нарком просвещения В.А. Луначарский в 1927 году в статье "Три встречи" (Из воспоминаний об ушедших), "Огонёк" № 40 писал об Айседоре: "...Будучи "только танцовщицей", она вдруг выросла в первокласснейшую фигуру всего искусства целой эпохи... она хотела танцевать не танцы, а музыку, выявлять слуховую музыку прекрасной музыкой … человеческого тела".(2)

Начав с музыки и идя от нее к танцу, танцовщица пыталась угадать то движение, которое уже заложено в музыкальном произведении. Поэтому её танец исключал всё лишнее, что могло бы отвлечь от самой музыки, никаких фуэте, батманов, акробатики. Она использовала чистые, лишенные всякой изобразительности, простые естественные движения, отточенные путем длительного изучения античной скульптуры, как идеального образца гармонических телодвижений, олицетворяющих концентрацию проявления сил природы - источника "бесконечного, всё нарастающего развития".(3) Отсюда, её желание не прерывать уже начавшееся движение, заданное музыкой, которую она воспринимала как художественно-смысловую целостность. При целостном восприятии музыки исполнитель переживает содержание музыкального образа как единый процесс, имеющий начало, развитие и логическое завершение. Поэтому Айседора использовала движение в естественности и неразрывности хореографического рисунка, иначе говоря, в пластике, отсюда ещё одно определение её танца, как пластический.

Живописец, график, театральный художник, историк искусства и художественный критик А.Н.Бенуа указывал на непрерывность движений в танце Айседоры, на осмысленный переход из одного движения в другое, на их гармоническую вариацию, на то, что у неё был дар "внутренней музыкальности" и этот дар диктовал ей все движения.(4) Но, этот дар "внутренней музыкальности", о котором пишет А.Н.Бенуа, не был только лишь способностью, присущей ее индивидуальности. Это был основополагающий принцип ее художественного метода. Айседора считала, что каждый человек от природы наделен способностью развить в себе "внутреннюю музыкальность". Музыкальность движения вырабатывается в поиске внутреннего ощущения адекватности собственного движения музыке, а не путём подражания образцу. Не нужно придумывать движение до музыки, его нужно взять из музыки, эмоционально "пережить определенные отношения между звуками". Вот тогда движение становится музыкальным. Музыке, ее чистой форме, присуща свобода от программно-словесного содержания, она сильна своим звуковым содержанием, эмоциональной напряженностью. При чутком восприятии музыки тело привыкает слышать музыку как единый "звуковой поток", улавливать все нюансы в динамике звука, тембра, ритма, гармонии.

С детства Айседора слушала музыку великих композиторов Бетховена, Шумана, Шуберта, Моцарта, Шопена в исполнении своей матери, воспринимая музыку как действенное эмоциональное переживание. "Именно великая музыка побудила ее к творчеству" - писала автор книги об Айседоре американка Фредрика Блейер, много лет изучавшая жизнь и творчество великой танцовщицы.(5) Айседора так описывала процесс слушания музыки и поиска движения в ней: "...когда я слушаю музыку, вибрации ее устремляются потоком к этому единственному источнику танца, находящемуся как бы внутри меня. Вслушиваясь в эти вибрации, я могла претворять их в танце".(6) В теории музыки этому процессу есть обоснование. "Слово "звук" определяет два понятия: первое - звук как физическое явление; второе - звук как ощущение. При вибрации какого-либо упругого тела, например, струны, в окружающем его воздухе возникают колебания давления, которые распространяются в пространстве, благодаря упругим свойствам воздуха. Эти колебания называются звуковыми волнами. Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука".(7) Нужно только особым образом настроить тело на восприятие "звуковой волны", уловить "ощущение звука" и начать двигаться вместе с ним.

Критика начала 20 века называла Айседору "непорочной жрицей чистого искусства"(8). Литературный критик и переводчик А.Г.Горнфельд писал, что танец Дункан «есть толкование музыки, а не случайно связанные с ней движения… Требовать от этого толкования определенности можно лишь в такой степени, в какой ее можно требовать от музыки… Если она движется в ритме, то это потому, что ритм - естественная форма каждого мановения ее тела; она ритмична и тогда, когда неподвижна... это результат высокого искусства; это творчество гения... Это сознательное создание идеала, прочувствованное и продуманное до конца».(9)

Писательница и издатель Л.Я.Гуревич описывала эмоции Айседоры в танце:"И в этих сменяющихся выражениях ее лица, тонких и сложных ... было что-то обобщенно-человеческое, что-то сверхконкретное, как в музыке".(10) Писатель, балетный и театральный критик В.Я.Светлов писал: "Музыкальные мысли Глюка, Шуберта, Шопена и других великих звуковых мыслителей перелагаются танцовщицей в хореографические мысли".(11)

Творческая интеллигенция противопоставляла танец Айседоры классическому балету. Русский режиссер, теоретик театра и педагог Ф.Ф.Комиссаржевский писал: "Основная разница между так называемым "классическим" балетом и танцами Дункан та, что в первом все движения подсказываются исполнителям ... метром, "математически точно определяющим рамки движения", и исполняются без проникновения исполнителей в душу музыки, без ее переживания, а в танцах Дункан - наоборот".(12) Художественный критик А.А.Ростиславов писал, что "танцы Дункан - не бессмысленные акробатические пируэты балетных примадонн, а здоровая грация и красота движений тела, выражающих музыкальные эмоции, и потому они не только радость для глаз, а местами так трогают драматизмом и патетичностью, так серьезны, как серьезная музыка".(13) По сути дела, Айседора предлагала новый вид танцевального искусства, который можно сравнивать с классическим балетом условно. Ничего общего эти методы не имели. Танец Айседоры не был балетным или бальным. Ее танец был музыкальным. Сама Айседора говорила: "... я отдаюсь чувству, которое льется из музыки... Я не хочу, чтобы публика смотрела на меня, я хочу, чтобы она, как я, слушала музыку и сквозь меня чувствовала только то, о чем говорит музыка".(14) Фраза Айседоры: "Свет, льющийся на белые цветы", - не что иное как поэтическая метафора ее танца.(15) Свет - это музыка, которая и рождает танец, построенный по гармоническим законам чистого искусства.

Если соглашаться с традицией, идущей издревле, которая признаёт музыку наиболее обобщённым, абстрактным искусством — художественным эквивалентом философии и математики, то становится понятно, почему Айседора искала подтверждения своих мыслей о "новом" танце у известных философов Канта, Ницше и Шопенгауэра. В своей книге "Моя жизнь" она пишет: "Я засиживалась допоздна, штудируя работу Канта "Критика чистого разума", из которой, одному Богу известно почему, я черпала вдохновение для мгновений чистой красоты, составлявшей предмет моих устремлений".(16) Пытаясь анализировать интуитивно найденный ею новый подход к искусству танца, танца из музыки и доказать его ценность для искусства и для жизни, она и сама становилась философом, мыслителем. В брошюре "Танец будущего" она признавалась: "...я держусь взглядов Шопенгауэра и говорю его выражениями; его словами я действительно лучше всего могу выразить то, что хотела сказать".(17) Айседора стремилась сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания и саморазвития.

Айседора открывала школы танца в разных странах: в Германии, во Франции, в Америке, в Греции, в России. Она мечтала об идеальной школе танца. Писатель и журналист Д.И.Марьянов писал: "Принципом исканий Айседоры Дункан является идеальная красота человеческой формы и идеальная красота естественных движений".(18) Но, танцовщица всегда говорила, что мне нужна не "школа танца", а "школа жизни". Главной ее целью было создание художественно-культурных ценностей, а не профессиональный успех. В брошюре "Танец будущего" она так сформулировала своё отношение к искусству: "Задача всякого искусства - служить выражением высших и лучших идеалов человека".(19)

Существует распространенное мнение среди деятелей танцевального искусства, что свои новаторские открытия в области танца Айседора не оформила в систему. Но, это был очередной миф Советской власти. "При всей кажущейся спонтанности ее танцев они были тщательно выстроены и исполнялись с безупречной техникой", - писала исследователь искусства танца Айседоры Ф.Блейер.(20) В 1921 году Дункан, по предложению Советского правительства, открыла школу танца в Москве. В 1949 году школа была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Результаты деятельности школы сведены на нет. Несмотря на то, что Ансамбль-Студия имени Айседоры Дункан, который был сформирован из учеников московской школы танца после гибели Айседоры в 1927 году, пользовался большим успехом и вел активную гастрольную деятельность. Советская власть испугалась свободного искусства Айседоры Дункан, так как почувствовала опасность от ее идей, которые провозглашали "возвышенный дух в безграничном свободном теле". Такое свободомыслие разрушало создаваемую концепцию тоталитарного мышления. Свободные люди не нужны были "свободной" стране. Зато, буржуазный классический балет, завезенный в нашу страну из Франции, стал незыблемым фундаментом танцевального искусства тоталитарного государства.

Писатель и журналист Г.Г.Лахути в своей статье "Айседора и ее наследие в России" пишет, что в 1963 году, в разгар «хрущёвской оттепели», группа бывших московских учениц Айседоры Дункан, впоследствии артисток Студии, обратилась с письмом к тогдашнему Министру культуры СССР Е.А.Фурцевой с предложением оказать свою помощь в восстановлении в Москве Студии танца Дункан, и получили отказ.(21) Попытка возродить школу танца А.Дункан оказалось невозможной. Советская власть по-своему распорядилась идеями Дункан. Танец стал массовым явлением у нас в стране, как мечтала Айседора. Но, свободный танец заменили художественной гимнастикой, классической хореографией, ритмикой.

Сегодня в разных странах мира, - Америке, Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Греции и России, последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В России на основе принципов танца Айседоры Дункан, был создан метод, который получил название «музыкальное движение». Метод до сих пор не имеет аналогов по теоретической глубине и практической эффективности, является одной из вершин отечественной педагогики. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).

Айседора Дункан открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по гармоническим законам чистого искусства. Целью чистого искусства является поиск эстетического Абсолюта. В своем танце Айседора добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов, созданных "идеальной красотой естественных движений". Ценность такого искусства каждый определяет для себя в меру своей восприимчивости к прекрасному и гармоничному. И, если человечество стремится к гармонии и красоте, то в искусстве танца, именно, в гармоническом танце Айседоры Дункан это стремление выражено в идеальной форме.

Труль Ольга

troul.chat.ru

2 people like this

Share this post


Link to post
Share on other sites

И что нам нужно ответить?))

Лично я не разбираюсь в искусстве танца. так ножками подрыгать как говорится =- и всё счастье))) А красиво танцевать, особенно если к этому есть талант - это здорово. по настоящему здоров. Громких имён в творчестве очень много, в танцевальном искусстве их тоже не мало.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так же интересно:

"Дункан, Айседора - американская танцовщица. Анджела Изадора Дёнкан, урождённая Dora Angela Duncan (Isadora Duncan) родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. В Большой советской энциклопедия (БСЭ) год рождения 1878 указан ошибочно. Имя и фамилия танцовщицы правильно произносится Изадора Дёнкан, однако в России её всегда называли Айседора Дункан. По национальности Айседора Дункан была ирландка. Дети Айседоры Дункан утонули вместе с няней в 1913 году. Дидре, дочке Гордона Крэга, было 7 лет, а Патрику, сыну Париса Юджина Зингера было всего 4 года. Сама Дункан трагически погибла в Ницце 14 сентября 1927 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже."

post-9828-0-33358400-1384209405_thumb.jpg

post-9828-0-03026200-1384209410_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это информация для общего развития?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это информация для общего развития?

похоже что да))) если честно,то тоже не поняла смысла такой википедии на форуме, но решила поддержать ветку.

На самом деле многие известные личности, будь-то танцоры. певцы, художники имеют очень сложную и иногда трагическую судьбу...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Каких только тем не встретишь на форуме)))

Имя этой женщины я слышала, но подробностей её творчества и уж тем более биографии - не знала, интересно было почитать. В принципе те, кто увлекается танцами или занимается ими профессионально - наверняка с ней знакомы. Девушки,а кто вам известен из танцоров более всего? Я обожаю Николая Цискаридзе! Такой красавец - мужчина,а как танцует!!! Глаз не отвести, балет - это его жизнь, талант так талант - наших дней.

post-12799-0-16156300-1385037770_thumb.jpg

post-12799-0-43225800-1385037775_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Айседора Дункан О КЛАССИЧЕСКОМ БАЛЕТЕ

Ваш классический балет несёт фальшивые позы и уродливые движения. - Танец - не случайное сочетание нескольких искусственных движений. Ходит ли кто-нибудь в жизни на пуантах или поднимает ногу выше головы?! Всё это неестественно и, следовательно, некрасиво и надуманно. Всё зло в условностях, придуманных обществом, в жизни и на сцене.

Что говорят вам эти механические и бесстрастные движения? Они не только не выражают эту музыку, они не выражают ничего вообще.

Самое ужасное в балете - это попрание ритма движений, их отрывочность. Танцор делает свой номер, начинает и кончает его без перехода в другой, без гармонии с прочим.

Когда учитель приказал мне подняться на цыпочки, я спросила его, зачем и, выслушав ответ («Потому что это красиво»), возразила, что это безобразно и неестественно, и после третьего урока покинула класс, чтобы никогда туда больше не возвращаться. Напряженная и вульгарная гимнастика, которую он называл танцем, только смущала мои грезы.

Балетная школа учила, что источник движения находится посередине спины, у основания позвоночника. «От этой оси, – говорит балетмейстер, – должны свободно двигаться руки, ноги и туловище, наподобие марионетки. В результате этого метода мы имеем механические движения, недостойные души».

Мои взгляды не позволяли мне соприкасаться с балетом, так как каждое его движение оскорбляло мое чувство красоты, а создаваемые им воплощения казались механическими и вульгарными.

Мои идеалы делали для меня невозможным участие в балете, каждое движение которого шокировало меня и шло вразрез с моим чувством прекрасного, его выразительные средства казались мне механическими и вульгарными.

На следующий день меня посетила очаровательная маленькая женщина в соболях, с жемчугом на шее и с бриллиантами в ушах. К моему удивлению, она оказалась знаменитой балериной Кшесинской. Она явилась, чтобы приветствовать меня от имени русского балета и пригласить на вечерний парадный спектакль в Опере. В Байроте я привыкла к холодному и враждебному отношению балета, который дошел до того, что усыпал ковер мелкими гвоздями, изранившими мне ноги. Такая разница отношения приятно поразила меня.

Я вpаг балета, котоpый нахожу лживым и возмутительным искусством, пожалуй, даже считаю его лежащим за пpеделами искусства вообще.

На следующий день я снова встала в восемь часов утра, неслыханное для Петербурга время, чтобы посетить Императорское балетное училище Там я увидела ряды маленьких девочек, повторяющих все те же мучительные упражнения. Они часами стояли на пуантах, словно жертвы жестокой и никому не нужной инквизиции. Громадные пустые танцевальные залы, чуждые красоты и вдохновения, с единственным украшением на стенах в виде царского портрета, были похожи на комнаты пыток. Я пришла к глубокому убеждению, что Императорское балетное училище враждебно природе и искусству.

Театр Станиславского восхитил меня в такой же мере, в какой ужаснул меня балет.

Несмотря на краткость моего пребывания в России, я произвела значительное впечатление и возбудила много споров Между одним фанатичным балетоманом и дункановским поклонником даже состоялась дуэль. С этого времени русский балет стал пользоваться музыкой Шопена и Шумана и надевать греческие костюмы, а некоторые балерины доходили даже до того, что снимали чулки и туфли, танцуя босоножками.

Предполагая основать школу в Петербурге, я снова отправилась туда в январе 1907 года в сопровождении Елизаветы и двадцати маленьких учениц. Опыт не имел успеха. Хотя публика сочувственно встречала мой призыв к возрождению настоящего танца, Императорский балет слишком прочно укоренился в России, чтобы можно было думать о переменах.

Я повела своих маленьких учениц посмотреть на упражнения детей в балетном училище, и последние отнеслись к нам, как канарейка в клетке относится к ласточкам, летающим на свободе. Но в России не настал еще день для проповеди свободных движений человеческого тела. Балет, бывший истинным выражением сущности царизма, увы, все еще существует!

idvm.eu5.org

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне Волочкова симпатична. Именно как балерина,а внешность сейчас стала пугать. Эти рисованные брови,я конечно понимаю, хочется выделиться , но должна быть мера во всё и в татуаже в том числе. А в танце она так же как и Цискаридзе очень даже ничего. У неё хорошие физические данные, танцует она хорошо, очень чувственно, Думаю и она, и Цискаридзе отлично знакомы с творчеством Айседоры Дункан и наверняка изучали её биографию тоже, так что и нам полезно))))))

post-9828-0-08239200-1385472806_thumb.jpg

post-9828-0-45641200-1385472815_thumb.jpg

post-9828-0-51482000-1385472830_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

так красиво про Айседору написано, прям интересно стало посмотреть как она танцует

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну да,мы же просто многих не знаем столь близко.

Или просто краем уха имя слышали и всё,а это - повод к размышлению.Сейчас столько документальных фильмов о танцорах, есть повод заглянуть лишний раз в поисковик.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Потрясающая женщина.Она потрясающе танцевала.Читала много книг воспоминаний о ней.

Поистине великая и талантливая женщина.Столько в ней было страсти и огня.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
You are commenting as a guest. If you have an account, please sign in.
Reply to this topic...

×   You have pasted content with formatting.   Remove formatting

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

Loading...